00:00 Введение
00:58 Общие вопросы оценки профессиональных рисков
05:36 Планирование процедуры ОПР
09:43 Определение объема и состава работ
12:50 Выбор метода оценки профессиональных рисков
15:55 Приказ о создании комиссии и рабочей группы по ОПР
18:30 Расчет трудозатрат
21:21 Обеспечение процесса проведения ОПР
21:35 Идентификация рисков и опасностей
27:00 Оценка уровней рисков
29:49 Оформление процедуры и результатов ОПР
33:22 Ошибки, допускаемые при оценке рисков
Процедура оценки профессиональных рисков (ОПР) включает три этапа, на каждом из которых решаются определенные задачи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:
1) определение цели и задач проведения ОПР;
2) планирование оценки профессиональных рисков;
3) обеспечение процесса проведения ОПР.
В предложенном материале мы подробно рассмотрим все этапы процедуры, ответим на вопросы, кто может проводить ОПР, как часто это нужно делать, и рассмотрим ряд типичных ошибок, которые допускают работодатели при проведении оценки профессиональных рисков.
Место ОПР в системе охраны труда
В 2014 году вместо аттестации рабочих мест (АРМ) начала действовать процедура СОУТ — специальной оценки условий труда. Ранее действовавшая система АРМ предусматривала три взаимосвязанные процедуры оценки:
1) факторов производственной среды (сравнение условий, воздействующих на работника с предельно допустимыми нормами);2) травмоопасности (выводы на основе АРМ о вероятности возникновения профессиональных заболеваний и травм);
3) обеспеченности средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Результатом оптимизации законодательства в сфере охраны труда стало выделение трех самостоятельных процедур.
1. СОУТ — оценка факторов производственной среды и трудового процесса.2. ОПР — оценка и управление профессиональными рисками.
3. ЕТН — оценка эффективности использования СИЗ (на основе Единых типовых норм).
Примерное Положение о системе охраны труда, вводимое Приказом № 776н определяет СОУТ и ОПР как базовые процедуры, по результатам которых выстраиваются все дальнейшие процессы в сфере охраны труда: инструктажи, обеспечение СИЗ, проведение медосмотров и так далее.
Таким образом, грамотно проведенная оценка профессиональных рисков должна дать ответы на вопросы о том, какие возможные опасные ситуации могут возникнуть на предприятии и в зависимости от этого определить систему реагирования на них.
Планирование оценки профессиональных рисков
В отличие от СОУТ, в отношении оценки профессиональных рисков не установлено строгих законодательных требований по вопросу о том, кто может проводить эту процедуру. Более того, условие владеть навыками проведения ОПР заложено в профессиональном стандарте специалиста по охране труда. Таким образом, ОПР можно провести:
1) собственными силами организации (потребуются значительные трудозатраты);2) с привлечение сторонней экспертной компании (финансовые затраты);
3) в смешанном режиме (с использованием собственных и привлеченных специалистов).
Основной критерий выбора: понимание того, что привлекать экспертную организацию стоит в том случае, если она сделает работу более качественно и более быстро, чем она будет проведена собственными силами отдела по охране труда. Необходимо тщательно подходить к составлению договора на оказание услуг по проведению оценки профессиональных рисков, прописывая в нем объем работ и формат представления результатов.
Объемы и состав работ по ОПР
Чтобы определиться с объемом предстоящей работы, необходимо учитывать два основных документа:
1) штатное расписание (численность рабочих мест, для которых проводится ОПР);2) результаты специальной оценки условий труда (СОУТ).
Традиционный инструмент подтверждения проведения ОПР — карта оценки профессиональных рисков на рабочем месте. В общем случае их количество должно совпадать, однако на практике это требуется не всегда. Если есть сотрудники в одинаковой должности, но работающие с разным оборудованием, имеет смысл оформить две разные карты.
Главное правило: при проведении оценки уровня профессиональных рисков оценивают в первую очередь наличие однотипных условий труда, определенных на основе анализа результатов СОУТ. Количество требующихся карт должно коррелировать с материалами специальной оценки условий труда (выявленных идентичных опасностей).
Выбор метода оценки профессиональных рисков
Это ключевой момент всей процедуры ОПР, и ответственность за выбор метода лежит на работодателе. Нормативные документы, список которых приведен ниже, дают лишь рекомендации, набор методик, из которых необходимо выбрать наиболее подходящую к типу предприятия и направлению его деятельности. Какие документы должен изучить работодатель, обязанный провести оценку профессиональных рисков:
- Приказ Минтруда России № 36 от 31.01.2022 «Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей».
- Приказ Минтруда России № 926 от 28.12.2021 «Об утверждении рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков».
- ГОСТ Р 58771-019. Менеджмент риска. Технологии оценки риска.
Необходимо помнить, что от выбора метода ОПР зависит последующая оценка уровней рисков, а также содержание базового локального документа организации — Положения об идентификации рисков. Именно в нем отражаются выбранный метод, оценка уровней, а также процедурные вопросы, и этот документ требуют и проверяют инспекторы, проводящие плановые и внеплановые проверки. Не имеет смысла автоматически копировать рекомендации из методических документов, поскольку в Положении о проведении ОПР должны отражать именно те методы, которые вы посчитали подходящими для своей организации.
Приказ о создании комиссии и рабочей группы по ОПР
Поскольку работодатель обязан провести оценку профессиональных рисков, то, прежде всего он должен определить, кто может и должен проводить эту работу в организации. Для этого целесообразно издать приказ о создании рабочей группы по ОПР и назначении ответственных лиц. Даже в случае, когда оценку будет проводить экспертная организация, на предприятии должны быть выделены люди, отвечающие за взаимодействие с ней. Они представят необходимую информацию о материалах и оборудовании, покажут рабочие места, ответят на вопросы, возникающие в процессе проведения ОПР.
Структура приказа определяется работодателем самостоятельно. Логично назначить ответственных, либо по подразделениям организации, либо по блокам опасностей. Например, главный энергетик может отвечать за все опасности, связанные с электричеством, поскольку это его основная должностная обязанность. Как контролер этих рисков он и даст экспертам основные данные о рисках, связанных с электричеством.
Расчет трудозатрат на ОПР
Очевидно, что при планировании оценки профессиональных рисков, необходимо определиться с тем, сколько времени займет такая работа.
Приведем пример с организацией, в которой насчитывается 2 000 рабочих мест. Предположим, что на 1 рабочее место — обследование, оформление результатов, обсуждение рабочая группа потратит 1чел/час времени (это довольно оптимистическая оценка). Итого, на всю работу при 8-часовом дне придется затратить 250 дней (практически год).
Возникает вопрос: может быть более целесообразно поручит проведение ОПР сторонней экспертной организации? В пользу такого решения говорят следующие доводы.
1. Экспертная организация содержит штат опытных сотрудников, для которых такая работа является основным видом деятельности. Как минимум, ее сотрудники сделают ее быстрее, и более качественно.2. Если проводить ОПР в течение года, то теряется актуальность результатов. Возникает ситуация, когда что-то уже сделанное придется изменять, актуализировать в связи с меняющимися условиями (замена оборудования, смена технологий, переход специалистов на другое место).
3. Экспертная организация располагает специализированным программным обеспечение, что значительно упорядочивает и ускоряет работу. Многие документы заполняются в автоматизированном режиме, также производится и анализ входной информации.
Вывод: экспертная организация может провести оценку профессиональных рисков (в объеме приведенного примера) за месяц, тогда как своими силами предприятие это будет делать почти год.
Обеспечение процесса проведения ОПР
Вся процедура проведения оценки профессиональных рисков проводится в два этапа.
1. Идентификация опасностей.2. Оценка уровня рисков.
Идентификация опасностей и рисков

Этап, связанный с идентификации опасностей в разы важнее, чем оценка уровня, потому что неправильная идентификация приведет к тому, что часть опасностей мы не увидим.
Следовательно, мы не сможем их контролировать и управлять ими. На этом этапе важно воспользоваться рекомендациями Минтруда (Приказ № 36 от 31.01.2022), которые разделили процесс на три этапа:
1) сбор исходной информации, необходимой для нахождения и распознавания опасностей на рабочем месте (анализ штатного расписания, должностных инструкций);2) анализ государственных нормативных требований охраны труда в соответствии с Правилами и спецификой деятельности работодателя;
3) выявление и распознавание опасностей непосредственно на рабочих местах путем их осмотра и обследования.
Основные цели проведения оценки профессиональных рисков — увидеть и оценить степень опасности не только тех рисков, которые уже есть, но и тех, которые потенциально могут возникнуть в будущем. Основой для это служат государственные нормативные требования, где на основе всестороннего анализа изложены причинно-следственные связи, приводящие к авариям и травматизму на производстве. В результате на каждом рабочем месте все опасности должны контролироваться, а также приниматься меры недопущения потенциальных рисков, что и будет достижением цели ОПР.
Оценка уровней рисков
После того, как будут идентифицированы все опасности на рабочем месте, необходимо перейти к определению уровня рисков. Это тяжесть и вероятный исход травмы у учетом принятых мер управления. Приведем пример. На рабочем месте существует опасность получения травмы от попадания металлической стружки в глаз работника. Принятая мера безопасности (управления рисками) — использование защитного экрана. Он на 100 % защищает от травмирования, однако если его не применять — полученная травма может привести к инвалидности (потере зрения). Тяжесть травмы имеет одинаковую тяжесть в обоих случаях, но вероятность ее получения (уровень риска) при использовании защиты сведена к нулю.
Результатом проведения оценки профессиональных рисков как раз выступает идентификация опасностей и угроз и тот объем мер управления, который позволяет уменьшить степень наступления неблагоприятных последствий либо их избежать совсем.
Оформление процедуры и результатов ОПР
Очевидно, что работодатель не только обязан провести оценку профессиональных рисков, но и задокументировать ее, так в процессе проверки инспекцией труда необходимо будет представить доказывающие материалы. Что входит в перечень необходимых документов?
- Положение об идентификации профессиональных рисков — локальный нормативный акт организации, который регламентирует процедуру проведения ОПР, описывает выбранный метод оценки, включает реестр ранжированных по степени опасности рисков.
- Карты рабочих мест, подтверждающие, что проведение оценки профессиональных рисков.
- План мероприятий, связанных с контролем существующих мер управления рисками, направленный на снижение уровней до приемлемого значения.
Это минимальный перечень требующихся документов, на деле их может быть больше, если учитывать Рекомендации Минтруда. Например, в обязательном порядке все работники должны быть ознакомлены с картой своего рабочего места.
Это требование можно реализовать путем составления листа подписей, приложенного к каждой карте. Однако здесь возникают некоторые сложности, поэтому целесообразнее завести отдельный Журнал ознакомления. Почему?
Дело в том, что нормативными документами не регламентируется, как часто необходимо проводить оценку профессиональных рисков, нет строгих сроков проведения этой работы и ознакомления работников с ее результатами. Указано лишь, что ОПР должна поддерживаться в актуальном состоянии. Это значит, что в карты должны регулярно вноситься изменения по мере того, как они наступают в технологии, смене использующихся материалов и оборудования. Кроме того, всегда имеет место перевод работников, увольнение, прием новых. Поэтому удобнее завести журнал ознакомления с результатами ОПР, где ссылаясь на номер карты фиксировать этот факт датой и подписью работника.
Типичные ошибки при проведении ОПР
Ошибочным будет подход к ОПР как к аудиту, т.е. сосредоточение на поиске ошибок и текущих нарушений. Цели оценки профессиональных рисков — не поиск недочетов, а выявление потенциальных опасностей. Если какой-либо риск уже известен, то он должен контролироваться с учетом изменяющихся условий.
Вторая распространенная ошибка при планировании оценки профессиональных рисков — выбор слишком сложного метода оценки. Он, как, правило выбирается на этапе разработки Положения о проведении ОПР в организации, и в этот момент не все задумываются о том, что все прописанное в нем придется исполнять. Выбранный метод должен соответствовать сложности предприятия и возможностям его реализации.
Третья ошибка — оценка вероятностей риска на основе статистики несчастных случаев и аварий. Нужно помнить о том, сама суть охраны труда заключается в том, чтобы принять меры к недопущению таких случаев. Применение статистики означает, что мы имеем место с некоторыми фактами, и при этом ничего не делаем, чтобы они не повторялись. Это некорректная постановка задачи, так с момента возникновения ЧП уже давно могли быть приняты адекватные меры, изменилась обстановка, условия труда, оборудование.
В заключение отметим: на этапе идентификации опасностей ОПР используются такие методы, как метод мозгового штурма, анализа причинно-следственных связей, экспертные мнения. Комбинация методов дает наиболее верный подход к проведению оцнки профессиональных рисков, позволяющий наиболее полно идентифицировать опасности. Мы надеемся, что информация была вам полезна, и всегда готовы ответить на ваши вопросы.