В России давно возник вопрос о реформировании системы государственного контроля, в том числе проверки Инспекции по труду (ГИТ). Проверки необходимо сделать эффективными, учитывающими тяжесть возможных последствий выявленных нарушений. Необходимо введение риска-ориентированного подхода на всех этапах государственного контроля, включая проверки, мониторинг, плановое обследование.
Главной целью реформирования законодательство является снижение давления на добросовестный бизнес, и усиление контроля за организациями, систематически нарушающими законодательство.
Новый законопроект
Проект Федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» был предложен взамен действующего в настоящее время Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Он направлен на усовершенствование существующей системы контроля за деятельностью юр. лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны органов государственной и муниципальной власти.
Проектом закона устанавливаются организационные и правовые основы системы контроля. Также определяются общие принципы контроля и принципы защиты прав юридических и физических лиц при осуществлении контроля. В настоящее время законопроект уже успешно прошел первое чтение в Госдуме. Следует ожидать и его принятия во втором чтении.
Основные нововведения
Рассматриваемый в Государственной думе законопроект содержит целый ряд новых положений, призванных существенно облегчить жизнь представителям бизнеса. В том числе основными нововведениями являются:
введение запрета на осуществление проверок соблюдения требований еще не опубликованных официально нормативных актов;
введение принципа толкования в пользу проверяемого предприятия противоречий, возникающих в ходе проверки;
предоставление права проверяемому предприятию отказывать в доступе на территорию инспектору в случае отсутствия у него официального распоряжение на проведение проверки;
предоставление проверяемому субъекту права возмещения вреда, который был причинен в результате неправомерных действий инспектора, в том числе возможность требования возмещения упущенной выгоды;
признание недействительными результатов проверки, проведенной инспектором без использования проверочных листов, в тех случаях, когда их применение является обязательным;
введение единой системы управления рисками при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий;
введение отдельного регулирования для каждого контрольно-надзорного мероприятия, к которым относятся проверки, плановые обследования, контрольная закупка, мониторинг, а также постоянный государственный контроль;
введение принципа обязательности принятия положения о конкретном виде надзора или контроля, при отсутствии положения действует запрет на осуществление проверок.
2036
3 МИН
Оцените:
Разное