Специальная оценка условий труда регулируется следующими основными нормативно-правовыми актами:
- Трудовым кодексом;
- ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 года;
- ФЗ № 421-ФЗ от 28.12.2013 года;
- Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 года № 33н;
- иными актами подзаконного характера.
Основной законодательный акт в этой сфере (ФЗ № 426-ФЗ) за период 2014-2016 годов претерпел некоторые изменения. Так, в новой версии к организациям, оказывающим услуги по оценке труда, предъявляются следующие требования:
- отражение в уставе этого вида деятельности;
- наличие в составе трудового коллектива пяти экспертов данного направления;
- наличие у юридического лица структурного подразделения — испытательной лаборатории.
Кроме этого, оказание услуг по оценке труда теперь предполагает новый порядок аккредитации в национальной системе. Для того, чтобы не блокировать работу таких организаций ужесточением требований к их деятельности, государство установило переходный период для приведения ее в соответствие нормам закона. Особенности этого периода отражены в «Переходных положениях» закона.
Особенности «Переходных положений»
Статья 27 ФЗ № 426-ФЗ содержит семь пунктов. Пункты регулируют правоотношения, возникшие до и после вступления в силу положений указанного закона. К сегодняшнему дню пункт второй утратил свою силу, остальные же остаются актуальными в течение сроков, указанных в тексте документа. Положения ориентированы на организации, оказывающие услуги по специальной оценке условий труда, и их клиентов.
Переходными положениями установлено, что организации, аккредитованные по порядку, утвержденному в 2010 году, могут работать по имеющимся аттестатам аккредитации испытательных лабораторий. Предельный срок «Переходных положений» — 31 декабря 2018 года. Таким же образом законодатель распорядился и в отношении допусков к проведению СОУТ сотрудников испытательных лабораторий (центров).
Актуальность аттестаций рабочих мест, проведенных до вступления в силу ФЗ № 426-ФЗ, сохраняет свою силу в течение пяти лет со дня ее утверждения комиссией организации за исключением ситуаций, когда требуется внеплановая оценка. При этом работодатель не лишается права проинициировать новую аттестацию при наступлении определенных обстоятельств.
Законодатель также установил срок для проведения специальной оценки условий труда. Такая процедура должна быть завершена к началу 2019 года в отношении всех рабочих мест, за исключением указанных в п.6 ст. 10 Закона. Применяемые на этих мероприятиях методики должны быть аттестованы в установленном законом порядке до начала 2021 года.