Ошибочно считать, что разработка Системы охраны труда (СУОТ) ограничивается составлением Положения о СОУТ (составленного на основании Типового положения).
Документация СУОТ.
Система управления ОТ включает в себя внутреннюю и внешнюю документацию по охране труда, которую можно разделить на три группы:
- устанавливающую;
- фиксирующую события и факты;
- сопровождающую.
К Внешней документации СУОТ относятся действующие нормативно-правовые акты по охране труда, технические нормативно-правовые акты, предписания контролирующих органов и другие.
Внутренняя документация состоит из организационно-распорядительной документации по ОТ, приказов, перченей положений, а также инструкций, программ обучения, инструктажей и журналов.
Разработка документации СУОТ, хранение, актуализация проводится в соотвествии с планом-графиком, утверждаемым руководителем.
Работа с документами СУОТ
При распределении обязанностей руководителей и сотрудников по ведению документации необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- Руководитель предприятия осуществляет руководство разработкой распорядительной документации, распределяет обязанности по ОТ среди своих заместителей, руководителей структурных подразделений, службой ОТ. Также в обязанность руководителя входит определение порядка оформления отчетов о ЧП, несчастных случаях, профзаболеваниях.
- Заместители руководителя и руководители структурных подразделений должны поддерживать доступность для персонала и других лиц документации и информации по ОТ.
- Служба или специалист по охране труда осуществляет контроль обеспеченности персонала необходимой документацией по ОТ.
- Сотрудники, осуществляющие руководство выполнением работ (мастера, бригадиры и т.д.), обеспечивают документальное оформление фактов отстранения работников, находящихся в состоянии опьянения, и докладывают о таких фактах руководителю структурного подразделения.
Организация документооборота
Внутренним положением обязательно должен определяться порядок документооборота. В этом порядке должны быть установлены следующие основные параметры:
- Формы и рекомендации по оформлению внутренней документации по СОУТ.
- Круг обязанностей должностных лиц и уровень их ответственности.
- Порядок обеспечения и контроля охраны труда.
- Связи между структурными подразделениями, необходимые для нормального функционирования.
Очень важно, чтобы в соответствующих перечнях не было пропущено ни одно ответственное за определенное направление работы должностное лицо или структурное подразделение, начиная от руководителя предприятия, заканчивая специалистами нижнего звена. Что касается документов СУОТ, то в их отношении должны быть установлены следующие параметры:
- порядок разработки документации;
- порядок согласования документации;
- порядок принятия и пересмотра;
- сроки хранения документов.
Документы, не подлежащие пересмотру, изменению или дополнению:
- записи и акты о функционировании;
- акты записей и журналы учета аварий, несчастных случаев, профзаболеваний;
- записи о воздействии негативных производственных факторов на персонал;
- записи о мониторинге условий труда и состояния здоровья работников;
- контрольные итоги работы.
Работодателю необходимо организовать проведение внутреннего и внешнего аудита документации СОУТ. Разработать методику и программу проведения аудита.
На основании данных проведенного аудита формируются корректирующие мероприятия. Необходимые для выполнения ответственными лицами.